Казалось бы, 42 бетонных силоса – самый неблагодарный материал для создания музея современного искусства. Но у Томаса Хизервика получилось перестроить их в совершенно невероятное пространство, по ощущениям похожее на старинные соборы.
Набережная Виктории и Альберта – самое оживленное место Кейптауна, здесь сосредоточены основные туристические радости города: отели, рынки, магазины и рестораны. Рядом море с яхтами и круизными судами, а позади впечатляющие Столовые горы. За день набережную посещает до 100 000 человек, поэтому неудивительно, что все больше и больше старых зданий получают здесь новую жизнь.
Самый заметный и знаковый комплекс в этой части города – бывшее зернохранилище с огромными силосными башнями, созданное еще в 1924 году, которое до сих пор считается самой высокой постройкой ЮАР. А потому является важной и неотъемлемой частью архитектурного пейзажа города. Осенью 2013 года была начата колоссальная реконструкция комплекса по проекту британского архитектора Томаса Хизервика. Весной 2017 в элеваторной части был открыт эффектный отель The Silo, с граненными окнами-фонарями, о котором мы сразу же написали. А 22 сентября во второй части комплекса открывается долгожданный Музей современного африканского искусства (Museum of Contemporary Art Africa – MOCAA) Зайтца, главная архитектурная особенность которого в том, что он расположился в силосных башнях, представляющих собой 42 огромные бетонные трубы, плотно примыкающие друг к другу на манер пчелиных сот.
Если превращение элеватора в отель иженерно и архитектурно понятно, хотя для этого в глухом бетонном строении пришлось прорезать окна и разбить его на этажи, то создание музея площадью более 9500 м² в плотно примыкающих силосах – по-настоящему удивительно. Томас Хизервик не пошел по самому простому и практичному пути – не вырезал все внутренние части силосного комплекса, оставив лишь узнаваемый внешний абрис.
Нет, он прорезал внутри этих “сот” залы, в частности эллипсовидный атриум с примыкающими к нему галереями. А сверху перекрыл его стеклянной крышей. И теперь от потоков льющегося с большой высоты света, от сложных форм и сотовых сводов просто захватывает дух – до того величественными получились внутренние пространства, словно старинные средневековые соборы или творения Гауди.
Часть труб, конечно, пришлось срезать до основания, это позволило вместить 6000 м² выставочного пространства, запасники, библиотеку, книжный магазин и ресторан при музее. А на крыше разместился открытый сад скульптур.
Идея создания музея принадлежит немецкому коллекционеру и бывшему управляющему компании Puma Йохену Зайтцу, чья внушительная коллекция современного африканского искусства стала основой экспозиции. Примечательно, что музей стоимостью в 30 млн фунтов с самого начала создавался как некоммерческий культурный институт, а потому и посещение в нем планируется сделать бесплатным.
Текст: Марина Юшкевич
Источник статьи