[sape_tizer]
Главная » Новости архитектуры » Ржевская станция метро

Ржевская станция метро

Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро Blank Architects — разработавших оригинальную концепцию для станции «Ржевская».

Станция Ржевская — красиво и современно

— С чем связан выбор темы Арки для станции «Ржевская»?

— Выбор Арки связан с символичным значениемтерритории Рижской площади со времен Камер-Коллежского вала до наших дней. Мы усмотрели продолжительную ассоциацию данной территории с городскими воротами — отсылка к Крестовской заставе, не сохранившимся водонапорным башням Геппенера, и Рижскому вокзалу. Арка — как архитектурная форма, усиливающая значение входа, приветствующий символ. Простой и лаконичный элемент, между тем, очень выразительный.

Сложная криволинейная форма арки была продиктована, с одной стороны, желанием создать яркую архитектурную выразительность, с другой стороны, необходимостью вписаться в существующую конструкцию типовой станции. Таким образом, стремясь вверх к краям, арка достигает высоты 4х метров. К центру прохода, понижаясь до 2,5 метров, что обусловлено техническими требованиями.

— Из каких материалов будут выполнены элементы станции?

— Сами арки — это металлоконструкция, облицованная листами нержавейки, с сатинированный эффектом. Также используем Мансуровский гранит, стеклянные и металлические панели для отделки стен и потолка. Все материалы российского производства, с высокими показателями антивандальности и устойчивости к вибрациям. Исключение составляет гранит Джильтау, используемый для отделки пола — единственный материал, поставляемый дружественной республикой Казахстан, так как аналогов на российском рынке розовому граниту не нашлось. Для нас очень важен был эффект, который создается за счет контраста холодного металла арок, и теплого розового пола.

— Расскажите о конструкции наземного павильона и используемых материалах? А также концепции благоустройства территории вокруг?

— Вход на станцию осуществляется через наземный павильон, который представляет собой лаконичный стеклянный объем с габаритами, ограничивающими спуск в переход. Павильон функционален и предоставляет защиту от дождя и ветра, его архитектура не «спорит» с окружением, оставляя визуальный контакт между вокзалом, сквером и павильоном станции Рижская. Вход в павильон выделен скульптурой Арки, которая повторяет основной посыл станции — приветствующий символ. Скульптура полностью повторяет Арку, используемую на платформе, и только здесь, на уровне земли, зритель способен полностью оценить ее сложную форму.

Поскольку павильон запроектирован на месте существующего Рижского сквера, который, к слову, не пользуется большой популярностью на данный момент (что неудивительно, так как он зажат между двумя шумными магистралями), мы все равно считаем, что маленький зеленый остров способен зажить своей жизнью и стать приятным местом для ланча или отдыха — в условиях отсутствия зелени в округе и при условии дополнительного благоустройства. Наше предложение по благоустройству включает в себя создание зеленого фронта по периметру сквера, которое поможет оградиться от дороги, новые посадочные зоны, мощение и дополнительное освещение.

— Как обеспечены в дизайне станции следующие критерии: функциональность и удобство для пассажиров, безопасность, контекст, удобство эксплуатации, сомасштабность человеку?

— Функциональность и удобство пассажиров стояли во главе дизайна — а именно, мы пытались создать чистое пространство, где элементы навигации будут доступны и легко читаемы. Пространство платформы полностью открыто, вся мебель встроена в ниши и не выступает, что не мешает пассажиропотоку. На обоих концах платформы расположены инсталляции, способствующие ориентации пассажиров. К примеру, при выходе в сторону Рижского вокзала, нас будет встречать медиаэкран с изображениям, имитирующими информационного табло. С другой же стороны, пассажиры будут завлечены ярким желтым светом, ведущим в тоннель к Рижской станции желтой ветки.

Безопасность выражена в соблюдении всех норм безопасности. Мы избегали в дизайне лишних углов, ниш, и выступов, за которые можно что-то спрятать. Контекст играл основополагающую роль в разработке основной идеи — как мы говорили, идея арки появилась из исторического и географического контекстов. Мы учитывали, так же, наличие пригородных поездов и вокзала в непосредственной близости от станции

Мы учли все требования, необходимые для удобной эксплуатации станции — определенные высоты монтажа светильников, выбор легкодоступных и легкомоющихся материалов, наличие плинтусов и отбойников. Одним из требований, например, оказалось ограничение в выборе отделки эскалаторных тоннелей — своды крайне не приспособлены для эксплуатации и монтажа декоративных элементов и осветительных приборов, хотя эскалаторные группы потенциально интересны, так именно на них пассажир проводит продолжительное время, рассматривая стены

— Расскажите подробнее о концепции освещения станции и ее помещений?

— Отсутствие излишней декоративности влечет за собой внимание ко всем деталям. Свет становится одним из художественных приемов, который играет существенную роль в восприятии станции. Концепция освещения был сделана совместно с датским офисом AF Lighting, которые консультировали нас на предмет возможности достижения необходимого нам эффекта. Мы активно придумывали сюжеты, связанные со световым дизайном. Так, например, чем ближе к выходам в город, там светлее становится пространство — создается эффект того, что пассажир все время следует за светом. На платформе, подсветка, встроенная в арки, должна иметь возможность интерактивно загораться в момент, когда поезд прибывает к станции. Адаптировать эти и другие идеи на возможности российского рынка нам помогли «Световые Технологии».

— Был ли для вас источником вдохновения павильон станции метро «Красные ворота» архитектора Ладовского?

— Аналогия очевидна, но, признаюсь, мы не смотрели конкретно на станцию «Красные Ворота». Скорее мы вдохновились станциями определенного периода с лаконичном дизайном — Сокол (1938), Аэропорт (1938), Кропоткинская (1935), Автозаводская (1943), где архитектурная выразительность достигалась путем ритмичного повторения одного архитектурного элемента, а так же неочевидными художественными приемам — отсутствием декоративности и правильным светом.

Источник статьи