Главная » Новости архитектуры » Хорошевская гимназия: архитектурный и педагогический эксперимент

Хорошевская гимназия: архитектурный и педагогический эксперимент

На северо-западе Москвы к своему первому учебному году готовится частная общеобразовательная школа, возведённая концерном «Крост» в рамках реконструкции 75 квартала Хорошово-Мневников.

Хорошевская гимназия относится к числу уникальных частных инициатив, которые, следуя тренду т.н. «новой школы», объединяют современную образовательную идею и архитектуру в новаторскую среду. Педагогика становится более разнообразной, пространство — интересным архитектурным экспериментом, толкающим к реализации множества инновационных идей.

«Московские школы согласно международным рейтингам входят в лидеры образования, но удержать эти позиции, как говорит мэр Москвы Сергей Собянин, можно только постоянно стремясь вперед, не только оснащая их технически, но и наполняя новыми методиками. Все это требует, безусловно, и новых проектных решений, учитывающих специфику постоянно развивающейся образовательной среды, в которой все большую роль играют информационные технологии», — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Не удивительно, что проект Хорошевской гимназии занял первое место на международном конкурсе инновационных проектов Re-thinking The Future Awards. Такие здания есть в Финляндии, Италии и других европейских странах, в Москве же оно пока носит исключительный статус.

В основу планировочного решения положена идея «ровеснического образования», направленная на развитие навыков командной работы, критического мышления и творчества. Здание прозрачно, насколько это возможно — стоя в дальнем углу, вы на просвет увидите другую сторону улицы. Самые высокие виражи имеют размеры порядка 6 м. Проветривание в классах осуществляется через специальные клапаны, позволяющие оставлять высоченное стекло без переплетов.

Обилие стекла позволяет реализовать концепцию «пассивного надзора», когда все на виду, и каждый держит себя из расчета, что он постоянно находится в коллективе.

Вместо коридорной системы советских школ — широкие рекреации и многоярусный атриум, вместо привычных классов с учителем у доски — система многофункциональных аудиторий, полигоны и форум, обеспечивающие гибкость и адаптивность здания под современный учебный процесс. Какой он? Система не классная, а поточная — набираются возрастные потоки и занятия вместе с тьютором приводятся в зависимости от профессиональных интересов учащихся.

В гимназии спроектирован большой спортивный блок: он имеет отдельный вход и предполагается, что в выходные и вечернее время может функционировать для жителей района. В школе также будет собственный научный полигон с немецким оборудованием по проведению опытов, большие мастерские, арт блок, музыкальный блок, театральный зал.

Центральным элементом атриума является изящная лестница из стеклофибробетона собственного производства концерна: архитекторы применили инновационный материал для потрясающего эффекта парения конструкции.

«Эта лестница выполнена из фибробетона, который по прочности равен стали. Если бы эта лестница была из металла, толщина косоуров была бы не 40 см, а 1.5 метра», — объясняет главный архитектор проекта Юлия Солдатенкова. Фиброцементные панели применены и на фасадах — наружная поверхность имеет фактуру травертина и дерева. Довольно сложным элементом получился и гигантский «хворост» из бетонных колонн по главному фасаду.

«По опыту финских школ, который мы смотрели, мы старались сделать все внутри школы максимально простым — в серых, белых оттенках, с имитацией натурального дерева. Мы специально избегали ярких цветов, наша задача была сделать „холст“, на котором в будущем обязательно возникнут эти цветные пятна, когда школа начнет жить, появится мебель, оборудование и сами ученики», — добавляют архитекторы.

1 сентября гимназия примет учеников. Их встретят три живых 12-метровых фикуса, висящие над подземным уровнем. Идеи, реализованные в архитектуре школы, несомненно, призваны вдохновить учеников на самые высокие результаты.

Источник статьи