[sape_tizer]
Главная » Новости архитектуры » «Нижние Мневники» будут станцией с уникальным пространственным решением

«Нижние Мневники» будут станцией с уникальным пространственным решением

Пространственное решение станции «Нижние Мневники» с эскалаторами, спускающимися на середину платформы, станет абсолютно новаторским для московского метрополитена. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и авторы победивших в конкурсе концепций оформления»Нижних Мневников» и «Терехово» рассказали подробности проектов на пресс-конференции в ИА «Москва Медиа».

«Мне кажется, мы начинаем возвращать славные времена московского метрополитена, к счастью, в архитектуре, а не только в количестве станций и километров туннелей. Станции метро, которые у нас всегда обладали высоким архитектурным качеством, сегодня приобретают дополнительное звучание благодаря участию ярких архитектурных офисов, в том числе международных, что важно не только для развития качества архитектуры, но и популярности метро как архитектурного объекта», — отметил на пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Он добавил, что практика проведения конкурсов на новые станции метро будет продолжена. «Если не помогать талантливым людям инструментарием, который государство может привнести в развитие профессии, мы своих „звезд“ не получим. Они рождаются только в соревновании по понятным, честным правилам. Поэтому к самой процедуре конкурса мы относимся очень щепетильно, для нас выбор архитектора всегда должен быть независимым. И мы также всегда настаиваем на том, чтобы архитектор непременно участвовал в реализации проекта».

Обе станции по своему конструктивному решению — типовые, построены по испанской технологии с береговыми платформами, между которыми проходят пути. Концепция для «Нижних Мневников», разработанная бюро Тимура Башкаева, предложила обыграть современную конструктивную схему новым пространственным решением, которое до нынешнего момента не применялось ни в одной из столичных станций. Большинство из них — островные, в центре платформа, по бокам — пути. Обычно эскалаторы линейно продолжают платформу и уходят в торцы; сама платформа при этом достаточно протяженная, до 140 м, а с учетом вестибюлей длина станции достигает 300-400 м. Береговые станции короче и компактнее, все находится в едином объеме. В концепции АБТБ эскалаторы располагаются внутри пространства станции, как бы в едином атриуме, соединяя просторные кассовые залы с платформой. Их акцентируют два ярко красных «контр объекта», обыгрывающие конструктивные элементы.

Тимур Башкаев: «Это такой многоуровневый пирог. Как пространство для меня оно очень интересно и рождает абсолютно иные эффекты: ты поднимаешься внутри станции, а не в этой длинной „кишке“, и это, конечно, совсем другие ощущения…».

Количество эскалаторов при береговом устройстве станции соответственно увеличивается, навигация для пассажиров будет не совсем обычной (хотя, к примеру, на Филевской линии такой тип станций функционировал и ранее). В Европе, в частности, Испании, откуда пришла в Москву эта технология, береговые станции очень широко распространены. Новаторское пространственное решение «Нижних Мневников» подчеркивается необычным обликом станции, в отделке которой архитекторы отказываются от облицовки и оставляют фактуру бетона.

Тимур Башкаев: «Весь интерьер строится на массе серого и окрашенного в массе бетона. От дворцовых реминисценций, сложной параметрики, чисто минималистских решений и советского модернизма мы пришли к такому контрастному образу как новой метафизике, которая позволяет скупыми средствами добиваться сильных образных эффектов. Мы отказались от традиционных материалов, оставив гранит только на полу, ушли от металла, кафеля, мрамора, и предлагаем использовать бетон как образный материал в его первозданном виде».

Тема для оформления станции «Терехово» у архитекторов BuroMoscow изначально родилась как решение для «Нижних Мневников», отсылающее к предполагающемуся рядом комплексу Парламентского центра. «Люди как столпы демократии» появлялись на колоннах в виде силуэтов, нанесенных при помощи светоотражающий краски. Впоследствии решение было спроецировано на станцию «Терехово». Наземные вестибюли представляют собой увеличенные порталы с плавающей внутри буквой «М», которая хорошо считывается издалека. Подземное пространство за счет применения в отделке белого бетона и скрытого освещения становится светлым, воздушным и наполненным как бы легким туманом. Образ, по словам архитекторов, отсылает к облику » Электрозаводской» и «Бабушкинской» с большими светлыми пространствами, где пассажир является основным элементом. С советским метро дизайн «Терехово» роднят элементы — такие как поручни и лавочки, отделанные знакомым светлым дубом.

Ольга Алексакова, партнер BuroMoscow: «Это второй конкурс, который мы выиграли после Триумфальной площади. Для архитектурной практики конкурсы — важное усилие, которое составляет внутреннюю конкуренцию, мобилизует усилия офиса, выявляет объективно лучшие проекты и подогревает общественный интерес».

Архитекторы отметили, что все предложенные проектные решения не выходят за рамки заложенного в техническом задании бюджета и уже прорабатывались с фирмами — изготовителями материалов.

Как подчеркнул Сергей Кузнецов, помимо метро, архитектура сегодня выходит в новые для нее сферы влияния, как массовое домостроение, социальные объекты и такие «не архитектурные» вещи, как СИЗО, гаражи и подобные «утилитарные» сооружения. «Работая с такими проектами, мы доказываем, что архитектурная мысль в тех же бюджетах может давать результаты принципиально иного качества», — отметил главный архитектор.

Источник статьи