Названы пятеро финалистов, вошедших в шорт-лист конкурса. Это представители России, Голландии и Испании. До 20 января 2016 года эти команды будут разрабатывать проекты трансформации кинотеатров.
На конкурс было принято 70 заявок, из них 20 – заявки от консорциумов, 50 – от индивидуальных участников. География заявок конкурса – 8 стран: Россия, Нидерланды, Италия, Швеция, Франция, Армения, Великобритания, Аргентина, Испания; 7 городов России – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда.
В финал попали как молодые российские компании, так и бюро с многолетним опытом работы:
- SVESMI
- Архитектурное бюро «Студия 44»
- Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
- Консорциум: Nowadays office/Aventica
- Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
Жюри оценивало опыт команды, ее состав, творческий потенциал, а также представленные в портфолио проекты. Ключевым требованием была релевантность – соответствие представленных проектов тематике и задачам конкурса.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, председатель жюри конкурса:«Сегодня, в связи со сменой экономической и социальной ситуации, система объектов культуры советского планирования оказывается довольно неустойчивой и требует изменений. Задача конкурса – переосмыслить культурные символы прошлой эпохи, типовые кинотеатры, необходимо наполнить их новыми функциями и найти для каждого объекта свой характер. Очень важно, что в финал конкурса попали молодые команды, со свежими идеями и нестандартными подходами к решению задач, что продемонстрировало их портфолио. Для них конкурс станет социальным лифтом, для города – возможностью получить новые интересные объекты».
Григорий Печерский, управляющий партнер ADG group: «Для нас важно получить решения, которые не только обеспечат преемственность, но и будут содержать актуальные и эффективные идеи. Именно поэтому, оценивая заявки участников, мы особое внимание уделяли как многолетнему опыту успешной работы, так и творческому потенциалу команд. Приятно, что среди компаний, подавших заявки, было довольно много иностранных бюро, которые в других странах решают схожую с нашей задачу – продуманную адаптацию старых инфраструктурных объектов под новые функции и потребности современного города».
Сергей Георгиевский, руководитель Организационного комитета конкурса, директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР»: «Процедура отбора победителя разбита на два этапа. Первый – отборочный, с целью выявить на основе портфолио команды, которые способны решить задачу конкурса. Второй – непосредственно работа над конкурсными предложениями, она будет длиться 2 месяца».
«Этот проект – прекрасный шанс получить не просто кинотеатры или торговые центры, а совершенно нового типа места, которые могли бы стать центрами московских районов, – говорит Юрий Сапрыкин, редакционный директор издательского дома «The Moscow Times», российский журналист, член жюри конкурса. – В числе конкурсантов я вижу огромное количество профессиональных людей, которым интересно решить эту задачу».
«Задача у конкурса довольно сложная – берется типология здания, которая совершенно не совпадает с современными потребностями, но обладает определенной ценностью, – комментирует Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ, директор по исследованиям Института модернизма, член жюри конкурса.– Для ее решения я делаю ставку на команды, способные к новым решениям, при этом обладающие хорошим вкусом».
«Делать пространство культуры – это интересный вызов, – считает Мария Привалова, директор Московского института социально-культурных программ, также член жюри конкурса. – В Москве сейчас насыщенная культурная жизнь, но реализуется не так много архитектурных проектов творческих пространств, любое осмысление, как делать такое пространство, очень полезно».
Конкурс объявлен по инициативе ADG group совместно с Москомархитектурой. Его задача – разработать программно-событийное наполнение советских культурно-досуговых объектов с целью расширить существующие функции, а так же предложить экономическую модель, при которой эти здания будут рентабельными, при этом сохранятся архитектурная ценность и культурные коды данных объектов.
В состав междисциплинарного жюри вошли специалисты в области советской архитектуры, практикующие архитекторы, социологи, эксперты, разбирающиеся в вопросах досуговой инфраструктуры, управления общественными пространствами; а также представители ADG group. Председателем жюри конкурса стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Завершится конкурс 25 января 2016 года финальным заседанием жюри, на котором будут выбраны победители конкурса. Победитель получит – 650 000 руб. за каждый выполненный проект кинотеатра и право на авторское ведение проекта.
Организатор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Пресс-поддержку осуществляет коммуникационное агентство «Правила Общения».